«Экспресс К» — ежедневная общественно-политическая республиканская газета
Уважаемые дамы и господа,
мы запустили новый сайт.

Вы можете перейти на него по ссылке express-k.kz

№166
(18244)
от 08.09.2015
Ленинская Смена
Сегодня:
Понедельник, 24апреля 2017года
Знак почета. Пролетарии всех стран соединяйтесь!
Экспресс К Главная страницаПоискОбратная связь Экспресс К
Экспресс К
Ежедневная общественно-политическая республиканская газета. Издается с 7 ноября 1920 года
  Первая полоса
      ДТП
      КИТАЙ
      ПОЛИГОН
      ФЕМИДА
  ЭКстренно
  Подробности ЭК
  ЭКватор
  ЭКсперт
  Объявления
  ЭКспромт

Задали Кызылжару
№ 175 (17047) от 23.09.2010
Павел Воронин Елена Чернышова, Астана Петропавловск

Переименовать Петропавловск в Кызылжар предлагает группа депутатов парламента. По словам народных избранников, данная реформа исторически оправдана.Инициативное предложение народных избранников о переименовании Петропавловска очень удивило многих жителей этого города. Большинство из них категорически против такого шага, считая его несвоевременным и необоснованным.

Вчера на пленарном заседании мажилиса депутат Жарасбай Сулейменов зачитал обращение от имени группы народных избранников переименовать Петропавловск в Кызылжар. Обосновывая необходимость данной перемены, мажилисмен привел в пример несколько литературных источников, где упоминалось название Кызылжар.
– Если начать с истоков, то есть стихи, посвященные городу Кызылжару еще в ХVIII веке, – сообщил депутат. – В это же время Абылайхан в своем письме на имя командира военного укрепления просит открыть здесь торговую ярмарку, которая впоследствии в народе называлась ярмаркой Кызылжар.
Обращение о необходимости переименования города было направлено премьер-министру Кариму Масимову.
Каждый, кто мало-мальски знаком с историей, знает, что свое начало Петропавловск берет от крепости святого Петра, заложенной на пустынном берегу Ишима в 1752 году. "Обрастая" гражданскими поселениями, крепость постепенно превратилась в город, бессменно носящий имена двух христианских святых – Петра и Павла. И, как еще раз подтверждают все авторитетные краеведы, никакого иного названия у него с момента закладки первого камня и по сию пору не было.
– Петр и Павел – это первоверховные апостолы, вселенские учителя, призывавшие к правде, благочестию, вере, любви, терпению и кротости, это великие личности, их жизнь и смерть являются примером христианского подвига, – говорит настоятель Петропавловского собора протоиерей Сергий.
Православные верующие, а их доля среди населения города довольно велика, теперь в недоумении: чем же депутатам, требующим убрать с карты Казахстана название "Петропавловск", не угодили эти святые?
– Неужели нас лишат родного святого имени? – говорит руководитель общественного объединения "Поиск" Николай Федоров. – А ведь оно является крепкой нитью, которое соединяет нас с предками, оно уже вошло в нашу плоть и кровь. Так зачем же доставлять людям боль?
– Предложение о переименовании звучит не в первый раз, – говорит депутат городского маслихата Александр Казанцев. – Но если вы помните, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев говорил, что этот вопрос необходимо обсудить с местными акиматами, депутатами маслихатов, надо учесть мнение народа. Я с этим полностью согласен. Но что-то не помню, чтобы петропавловские депутаты обсуждали на сессии проблему переименования города.
То, что в Петропавловске не проводилось никаких массовых опросов на эту тему, серьезного изучения общественного мнения, подчеркнули многие опрошенные автором этих строк горожане. Некоторые напоминают, что, согласно закону "Об административно-территориальном устройстве РК", советоваться с жителями нужно даже при изменении названия улиц, площадей. А здесь – речь о целом городе! Еще один аргумент – экономическая нецелесообразность: наверняка на переоформление массы документов вследствие переименования потребуется кругленькая сумма. Так, мол, неужели нам сегодня денег больше тратить некуда? Непонятно горожанам и то, почему Петропавловск должен стать Кызылжаром. Во-первых, поселков и населенных пунктов с таким названием в Казахстане насчитывается около восьми. А, во-вторых, говорят историки, в Северном Казахстане, согласно народным преданиям, так когда-то именовалась лишь местность. Зачем же ее именем нарекать город?
– Лично я стою на позиции сохранения в географической топонимике Казахстана не только казахских, но и русских, татарских, немецких и других наименований сел, поселков, городов, – говорит юрист, преподаватель Северо-Казахстанского государственного университета Павел Афанасьев. – Ведь в той же России в названиях городов встречается множество тюркских наименований – Омск, Тюмень, Курган, Челябинск. Такое разнообразие только обогащает и украшает язык, соответствует проводимой в нашем государстве политике межнационального и межконфессионального согласия.

Добавить комментарий:
Имя:e-mail:
Код:
Комментарий:
Комментариев: 152
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
22.09.2010 23:24:09 Вячеслав
Абсолютно согласен. Историческое название города Петропавловск может быть ТОЛЬКО Петропавловск
22.09.2010 23:24:15 ПЕТРОПАВЛОВЕЦ
Город при рождении назван Петропавловском. Стройте новые города и называйте как хотите. Не трогайте не вами созданное. Созидайте, а не присваивайте - именно в умении созидать величие нации. Отбирают, присваивают, переименовывают - варвары, которые не способны сами сделать.
23.09.2010 08:52:35 думан
такое ощущение, что нашим депутатм больше деласт нечего. вот все проблемы решены, осталось только петропавловск переименовать. и все. Зачем нам такие народные избранники
23.09.2010 09:08:03 Сатбек
Кызылжар да здраствуйт яза
23.09.2010 09:36:58 Петропавловск
Абсолютно согласна со статьей и первыми тремя комментариями. Считаю, что как рожденная и живущая в Петропавловске уже много лет имею право высказать свое мнение: ТОЛЬКО Петропавловск!!!
23.09.2010 09:46:57 Тенгри
Қызылжар болу керек
23.09.2010 09:49:04 Караказак
Кызылжар — посёлок в Карагандинской области.
Кызылжар — населённый пункт в Акмолинской области.
Кызылжар — населённый пункт в Актюбинской области.
Кызылжар — населённый пункт в Каратальском районе Алматинской области.
Кызылжар — населённый пункт в Кербулакском районе Алматинской области.
Кызылжар — населённый пункт в Кызылординской области.
Кызылжар — населённый пункт в Южно-Казахстанской области.
Кызылжар — населённый пункт в Аксуском районе Павлодарской области.
Кызылжар — населённый пункт в Иртышском районе Павлодарской области.
23.09.2010 09:51:02 Жанат
Маститым Ономастам и Мастодонтам Ономастики посвящается

Ты за картой сидишь Казахстана?
От побед закипают мозги?
Чертишь стрелки на ней неустанно,
И втыкаешь в бумагу флажки.

Полководцем себя представляешь?
Может, трубкой во френче дымишь?
Ты историю нашу стираешь,
Беспределишь, балдеешь, хамишь.

Вот остался "неправильный" город,
Для тебя лишь на карте кружок.
Почему же воткнуть ты не можешь
Свой последний, победный флажок?

Почему это не удаётся?
Не поймёшь ты, моральный удод:
Ты исчезнешь, а он остаётся,
Ты один - а там целый народ.

***
Я казах. Но убил бы уродов,
Утопил бы я тех, как котят,
Кто великие наши народы
Меж собой поссорить хотят.
23.09.2010 09:53:53 Заявление ЛАДа
«Города (Петропавловск и Павлодар) были основаны русскими людьми около трех веков тому назад - задолго до того, как на географических атласах появилось суверенное государство Казахстан. И создавались эти крепости-поселения в первую очередь для защиты местных киргиз-кайсацких племен от опустошительных набегов джунгар.
Между тем инициаторы кампании переименований не утруждают себя поиском сколько-нибудь убедительных аргументов в пользу замены русских названий этих городов на казахские. Дерусификаторов мало интересует, сколько сил, материальных и людских ресурсов было положено русскими на строительство Петропавловска и Павлодара. И морально-нравственный аспект их также не занимает - позиция сторонников переименований примитивно проста: было «вашим», русским, станет нашим, казахским, - кто вас, потомков «колонизаторов», будет спрашивать?
Понятно, что еще меньше национал-патриотов интересует мнение своих русских сограждан, сегодняшних коренных жителей Петропавловска и Павлодара, предки которых – строители этих городов - ныне покоятся на окрестных погостах. А ведь именно по их костям, по целым поколениям русских людей сегодня прокатывается каток массовых переименований в республике, стирая семейно-родовую и историческую память о созидательном присутствии русских на этих землях. Тем самым коренное русское население отрывают от вещественных результатов его труда, формируя в общественном сознании образ «колониальных» пришельцев и социальных иждивенцев.
Таким образом, казахские власти в очередной раз демонстрируют своим русским согражданам, а заодно и России – правопреемнице «колониальных» империй, как мало для них значит русское материальное и культурно-историческое наследие. Более того, для ономастических комиссий, действующих во всех областях республики, основной идеологической задачей является ликвидация русской топонимики - вербального свидетельства масштабной цивилизационной деятельности русского населения на современной территории Казахстана».
23.09.2010 10:10:06 тындык
казахстанцы, дорогие, нельзя изменять названного в честь святых , Петра и Павла, название нашего города, это чревато бедствиями для его жителей, подумайте, прежде чем делать великую ошибку! Наш умный народ не допустит этого, Кучка чиновников не должна ссорить казахов с русскими..
23.09.2010 10:32:10 Алмас
Надо менять!!! Автор в статье приводит, что В России есть города Омск, Тюмень и.т.д но правильно было бы Омбы, Тумен

Так что менять, не у вас спрашиваем потомки колонизатаров-шовенистов!!!
23.09.2010 11:34:41 Наташа
Давайте еще все города Казахстана в Кызылжар переименуем и вообще замечательно будет.Друг друга спросим ту где живешь и все будут жить в Кызылжаре лучше не придумать.Дурдом развели какой-то. 258 лет был Петропавловск, а станет Кызылжаром. Прямо как аул какой-то. Так и до межнациональной войны не далеко будет.
Лично я КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ!!!!!!!!!!!!!!!
23.09.2010 11:56:00 Хохол
Алмас. хочешь шовиниста увидеть, посмотри в зеркало. При "шовинистах" русских каждый второй начальник был казах, а сегодня? Есть правда Школькник, но их "школьников" обижать опасно - антисемитом прослывешь...
23.09.2010 12:31:39 русская
Почему без е-mail не падает комментарий? Это цензура?
23.09.2010 12:35:27 2Русской
Без имени и кода, а не без e-mail
23.09.2010 12:42:00 русская
Дорогие мои казахстанцы! Всю свою сознательную жизнь я живу в Казахстане,я здесь родилась,здесь жили мои предки.В друзьях у меня и казахи и русские и украинцы.Я угощала своих друзей борщом,подружки казашки угощали меня своими вкуснейшими баурсаками,Мы жили и живем дружно и нет причин у простого народа делиться на нации.Что случилось с людьми,которых мы выбрали в высшие эшелоны власти? Если мы переименуем Петропавловск в Кызылжар,то от этого наша экономика пойдет семимильными шагами? Как могут сидеть в правительстве такие безграмотные и бездуховные люди,которые топчут нашу историю и целый народ? Для чего все это?Чтобы выслужится? Перед кем?Думаю,большинству людей подобное поведение депутатов понятно.Мне очень жаль людей,у которых нацизм закрывает глаза.Они не понимают,что готовят для своих же потомков.
23.09.2010 12:45:07 ррр
захотели, переименовать надо!!!!!!
23.09.2010 13:07:56 казах
Удалять колониальные названия населенных пунктов боязательно надо!
Та же Россия показательный пример!
город Хаджибей стоял 4 века, пришли русские и 1795 году переименвали его в Одессу!
город Кафа (главная база османского флота в Крыму) простоял 3 века к приходу русских) но и его не пожалели - переименвали в Симферополь!
город Ахтияр - переименовал в Севастополь, кстати Ахтиярску бухту еще столетие спустя русские так и назвали. несмотря на официальное имперское обозничение бухты как - Севастопольской!
И примеры можно продолжать и продолжать!
23.09.2010 13:24:42 ррр
О-15, Р-02 Задали Кызылжару. Павел Воронин, Елена Чернышова «Вчера на пленарном заседании мажилиса депутат Жарасбай Сулейменов зачитал обращение от имени группы народных избранников переименовать Петропавловск в Кызылжар. Обосновывая необходимость данной перемены, мажилисмен привел в пример несколько литературных источников, где упоминалось название Кызылжар» 1 0
Поддерживаю, молодец.
23.09.2010 13:43:46 Тулепберген
Петропавловск переименоват -Абылайхан, Усть-каменогорск -Кабанбай, Павлодар- Абай. Афанасьев говорит в России сохранились города тюркским названием.эти название чистое казахское название ,эти города строили наши отцы,деди казахи тогда пускай в России название этих городов правильно напишет Омск-Омбы: Тюмень-Тґмен: Курган-Ќґрєан: Челябинск-Челјбі: Астраханск-Астрахань:Саратов-Сарытау: Оренбурск-Орынбор.
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
Свежий номер в PDF
О газете
Рекламодателям
Обратная связь
Архив
Энциклопедия ЭК

Последние номера
 
АРХИВ 2006-2015

Нас считают:







Яндекс цитирования

ЭК в соцсетях



Реклама











Copyright © 2005-2017
ТОО «Редакция газеты «Экспресс К»
Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования. Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.