«Экспресс К» — ежедневная общественно-политическая республиканская газета
Уважаемые дамы и господа,
мы запустили новый сайт.

Вы можете перейти на него по ссылке express-k.kz

№166
(18244)
от 08.09.2015
Ленинская Смена
Сегодня:
Суббота, 23марта 2019года
Знак почета. Пролетарии всех стран соединяйтесь!
Экспресс К Главная страницаПоискОбратная связь Экспресс К
Экспресс К
Ежедневная общественно-политическая республиканская газета. Издается с 7 ноября 1920 года
  Факты , новости , комментарии
  Личность
  Тема номера
  Репортер
  Криминал
  Здоровье
  Зубоскал
  Стадион
  Киноглас
  Блондинка в фолианте
  Эх , прокачусь!
  М & Ж
  XX вЭК
  Карты , спиннинг , два ствола
  Объявления
  ЭКспромт

Ильич его благословил
№ 237 (16623) от 19.12.2008
Светлана КОХАНОВА, Караганда

Карагандинскому скульптору Анатолию Петровичу Билыку на днях исполнилось 80. Почти 60 лет он увековечивает черты быстротечного времени! А первым талант Билыка заметил Леонид Ильич Брежнев

Сын полка
Анатолий Билык (на фото) родился на Украине, до войны жил в небольшом городке Ново-Московске. Отца забрали на фронт в 41-м, он погиб в первые дни войны. У осиротевшего мальчишки, который оказался на оккупированной территории, выбор был один - месть фашистам. Вместе с другими пацанами он прокалывал ножичком колеса на немецких машинах и выпускал листовки типа "Бейте гадов!". При наступлении "наших" мальчишки примкнули к красноармейскому отряду и дошли вместе с армией до Кривого Рога.
- Через полгода мы попали на глаза командующему фронтом Малиновскому, - рассказывает Анатолий Петрович. - Он вызвал к себе наших командиров: "Это что еще за оборвышей вы собрали в армии!". Командующий распорядился выдать нам новую форму, снабдить пайком и отправить домой. Так я вернулся в мирную жизнь, в голове - автоматы-пулеметы, за плечами - пять классов образования.
Поскольку в школе ему больше всего нравилось рисование, Анатолий сдал документы в художественное училище. Там он впервые взял в руки глину и понял: это мое. Между прочим, ходил Анатолий на занятия в военной форме - гимнастерка, галифе, сапоги. Потому что душой он ощущал себя солдатом.

Брежнев угостил борщом
Накануне 30-летия комсомола в училище объявили тематический конкурс. Анатолий назвал свою работу "Отвага доваторовца": молодой боец в бурке скачет на лошади, впереди болтается переброшенное тело пленного "языка". Работа выделялась динамикой и сложностью.
Председателем конкурсной комиссии был Леонид Ильич Брежнев, занимавший тогда пост первого секретаря Днепропетровского обкома партии. Он несколько минут разглядывал скульптуру, а затем пожелал познакомиться с автором.
- Леонид Ильич был удивлен, увидев на мне военную форму, - вспоминает Анатолий Билык. - Я объяснил, что был сыном полка, ношу форму по праву. "Так поэтому тебе так знакома тема!" - сказал Брежнев. Он распорядился изготовить десять копий моей скульптуры и на каждой поместить табличку с названием работы и фамилией автора. - Анатолий Петрович улыбается далеким воспоминаниям: - Так я стал знаменитым.
А позже благодаря своей первой скульптуре Анатолий Петрович побывал у Брежнева дома.
- Это было в 49-м году, - вспоминает скульптор. - Время было смутное, за анекдот, "сомнительное" знакомство людей забирали. И вдруг приехали за мной. "Билык, на выход", - вызвали прямо с занятий, мои приятели незаметно помахали ладошками: мол, прощай. У крыльца стоял черный "воронок". Двое военных молча указали на заднее сиденье. Повезли, усадив меня между собой. Пока я прикидывал, что к чему, машина остановилась у незнакомого особняка. Оказывается, это был дом Брежнева.
На крыльцо вышла дочь Брежнева Галина.
- Она повела меня по дому, стала показывать, какие трофеи отец привез из Германии. Я сердито спросил: "Меня привезли, чтобы все это показать?". Галина спохватилась и отвела меня в отцовский кабинет, где лежала моя скульптура - у лошади отвалились обе ноги. "Надо реставрировать".
Анатолий провозился несколько часов. Когда закончил работу, приехал Леонид Ильич. Похвалив скульптора, он пригласил его за стол покушать борща. И за обедом предложил юному дарованию обращаться за помощью, если возникнет необходимость.
Нужда возникла довольно скоро - Анатолий женился, молодая семья ждала ребенка. А работы не было, собственного угла тоже. Но обратиться к высокому покровителю Анатолий все же не решился.

Натура в пять утра
Потом судьба подкинула выпускнику училища знакомство с карагандинским парнем, приехавшим в Днепропетровск покупать машину. Тот рассказал, что жизнь в шахтерском городе бьет ключом, перспектив море: Анатолий с женой решили попытать счастья на новом месте. Приехали и ахнули - четыре улицы, крыши на домах земляные, а на зубах скрипит зольная пыль.
Творческой братии в Караганде оказалось неожиданно много, причем мастера были сплошь известные: из близлежащих колоний освобождались "враги народа". В числе прочих знаменитостей Билык познакомился с Александром Чижевским.
- Денег нам никто не платил, надо было самим искать заказы, - рассказывает Анатолий Петрович. - Самыми востребованными у народа были изображения черепа, пронзенного стрелой. Ради хлеба насущного лепил и их, но это было несерьезно. Мы следили за выполнением плана на шахтах. Если план перевыполняется, значит, есть деньги в директорском фонде. Шли и предлагали свои услуги. Так я познакомился со Стахановым, он заказал мне бюст Сталина. Душевный был человек, понимающий. А на другой шахте поручили сделать бюст Ленина.
Именно в то время начинающий скульптор создал одну из лучших своих работ, "Чабан и ягненок". Это был не заказ, а порыв души. Человек в малахае с обветренным мужественным лицом нежно согревает под овчинным полушубком новорожденного ягненка. Мраморный оригинал скульптуры весом в 2,5 тонны находится ныне в музее Астаны.
- Я шел по зимней улице и вдруг увидел аксакала в меховой шапке. Его лицо показалось таким выразительным, что я не смог пройти мимо, - рассказывает Анатолий Петрович. - Старик знал русский язык плохо и не мог понять, чего я от него хочу. Я шел за ним до самого дома и через какую-то девчушку, то ли дочку, то ли внучку, стал уговаривать старика позировать. Старик в конце концов согласился. Но поставил условие - приходить будет в пять часов утра, потому что потом он занят с отарой. Мне деваться было некуда, принял условие, и мы где-то полмесяца работали, хотя это было очень тяжело, потому что зима, в пять утра еще темно и хочется спать.
- А как родилась идея с ягненком?
- За работой общались, чабан рассказывал мне, как тяжело спасать ягнят зимой. Меня этот рассказ тронул.
Потом был конкурс на лучший памятник герою-летчику Нуркену Абдирову, выигранный Билыком, конкурсы в Кокчетаве, Каркаралинске. И в начале 1970-го - победа в конкурсе "Шахтерская Слава", принесшая Билыку настоящую известность. Этот памятник стал визитной карточкой Караганды. Два горняка, казах и русский, как атланты, удерживают над головой угольный пласт.
Открою существенную деталь, о которой мало кто из карагандинцев знает, - с юношеских лет из-за травмы Анатолий Билык видит лишь одним глазом. А ведь для скульптора хорошее зрение - что слух для музыканта. Как, видя лишь левым глазом, можно "удерживать" объем, близкую и дальнюю перспективу? Об этом знает он один.

Три колоска на груди
Анатолию Билыку доставляет удовольствие делать бюсты известных людей с творческой изюминкой. В эпоху культа Брежнева он выполнил бюст Леонида Ильича, украсив грудь генсека не звездами Героя, а тремя колосками. Эта идея первоначально никому не понравилась, работа скромно стояла в углу. Но тут Леонид Ильич написал книгу "Целина", и работа Билыка получила признание. Ему выплатили гонорар, равный стоимости машины, и предложили переехать в Москву. Но к этому времени Анатолий Петрович уже стал коренным карагандинцем, ему нравилось менять облик шахтерской столицы и быть востребованным.
Билык очень придирчиво выбирает площадку для своих работ. Недавно он закончил шестиметровую скульптуру ученого Евнея Букетова. Прежде чем изготовить ее в полный рост, мастер создал шестиметровый картонный макет и долго двигал его по площади, где планировалось установить памятник.
- Привязка к местности - это необычайно важный момент, - говорит Билык. - Конечно, сейчас можно на компьютере посмотреть соразмерность памятника, площади и близлежащих зданий. Но я предпочитаю доверяться собственным ощущениям. Некоторых коллег обижают мои суждения, но меня радует поддержка акима области Нурлана Нигматулина. Когда возводили скульптурную композицию в Астане накануне юбилея столицы, Нурлан Зайруллаевич меня специально возил на рабочую площадку как эксперта.

Крылья мечты
Несмотря на почтенный возраст, скульптор всегда в движении, в работе и творческих планах.
- Я спасаюсь трудом от всех проблем и болезней, - говорит Анатолий Петрович.
- Над чем сейчас работаете?
- Я еще ни разу не изображал спортсменов. Очень хочу украсить динамичной трехфигурной композицией площадь около Дворца спорта имени Нуркена Абдирова, - говорит Анатолий Петрович. - Уже вижу, как это замечательно будет смотреться.
- Наверное, между "хочу" и "сделал" огромное расстояние! Надо ведь убедить худсовет, архитекторов, чиновников. Добиться финансирования:
Анатолий Петрович весело улыбнулся:
- Для того, чтобы это расстояние было коротким, эскиз должен быть таким, чтобы никого убеждать не пришлось. В этом и задача! А сейчас, в 80 лет, я в полной мере почувствовал себя профессионалом.

Добавить комментарий:
Имя:e-mail:
Код:
Комментарий:
Комментариев нет
Свежий номер в PDF
О газете
Рекламодателям
Обратная связь
Архив
Энциклопедия ЭК
12

Последние номера
 
АРХИВ 2006-2015

Нас считают:







Яндекс цитирования

ЭК в соцсетях



Реклама











Copyright © 2005-2019
ТОО «Редакция газеты «Экспресс К»
Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования. Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.